Аккредитованный удостоверяющий центр
▼ Выберите ваш город ▼
Центр Выдачи
Электронных Подписей

Электронная подпись за 1 час для:

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Предприятие на счете 91.02 учитывает внереализационные расходы, в бухгалтерском балансе они отражаются по строке 2350 "Прочие расходы". На счете 91 в качестве прочих расходов учитываются штрафы, пени за нарушение норм НК РФ, законодательства о страховых взносах, административные штрафы за нарушение норм трудового и экологического законодательства, суммы, удержанные из заработной платы сотрудников по исполнительным листам, суммы материальной помощи, выплачиваемые сотрудникам в связи со смертью родственников, а также с рождением ребенка, премии непроизводственного характера.

Как правильно это отразить в бухгалтерском учете?

 

Удержания по исполнительным листам из заработной платы сотрудников расходами организации не являются ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения.

Расходы на уплату штрафов и пеней за нарушение норм НК РФ и законодательства о страховых взносах учитываются на счете 99 и отражаются в Отчете о финансовых результатах по строке 2460 "Прочее". Для целей налогообложения прибыли данные затраты не учитываются.

Расходы на уплату административных штрафов, на выплату материальной помощи и непроизводственных премий являются прочими расходами организации и отражаются по строке 2350 "Прочие расходы" Отчета о финансовых результатах. Для целей налогообложения данные затраты не учитываются.

 

Бухгалтерский учет

 

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99).

В частности, к прочим расходам относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, а также прочие расходы (п. 12 ПБУ 10/99). Данный список расходов не является исчерпывающим.

На основании п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

С учетом приведенных положений можно сделать вывод, что расходы на оплату административных штрафов (за нарушение норм трудового, экологического и иных норм законодательства (за исключением налогового)), расходы на выплату материальной помощи и непроизводственных премий сотрудникам являются прочими расходами организации.

При этом удержания по исполнительным листам из заработной платы сотрудников расходами организации не являются, так как уменьшение экономических выгод организации в связи с этими операциями не происходит. В этом случае при перечислении сумм с расчетного счета или при выдаче из кассы в учете организации отражается дебиторская задолженность (п. 16 ПБУ 10/99).

 

Учет удержаний по исполнительным листам

 

Поскольку взыскателями по исполнительным листам являются внешние контрагенты, то для учета удержанных и перечисленных сумм необходимо использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Причем к счету 76 целесообразно открыть отдельный субсчет, например, "Расчеты по исполнительным листам". Этот субсчет следует зафиксировать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета, являющемся составной частью бухгалтерской учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации", далее - ПБУ 1/2008).

Удержание по исполнительным листам из заработной платы оформляется записью:

Дебет 70 Кредит 76, субсчет "Расчеты по исполнительным листам"

- удержана по исполнительному листу сумма из заработной платы;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по исполнительным листам" Кредит 50 (51)

- удержанная из заработной платы сумма перечислена взыскателю.

 

Учет материальной помощи

 

Материальная помощь не является оплатой труда (ст. 129 ТК РФ), поэтому учет любой материальной помощи, выдаваемой работникам организации (в том числе в связи с рождением ребенка, в связи со смертью родственников и т.д.), отражается на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Если материальная помощь выплачивается родственникам умершего сотрудника, то для отражения сумм материальной помощи используется счет 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

В бухгалтерском учете формируются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 73 (76)

- начислена материальная помощь;

Дебет 73 (76) Кредит 50 (51)

- выплачена материальная помощь.

Прочие расходы организации в виде материальной помощи отражаются по строке 2350 "Прочие расходы" Отчета о финансовых результатах.

 

Учет непроизводственных премий

 

Трудовое законодательство напрямую предусматривает выплату только премий за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (ст. 191 ТК РФ). Однако выплачивать непроизводственные премии ТК РФ не запрещает. Непроизводственные премии (в отличие от стимулирующих) не входят в систему оплаты труда, имеют разовый характер.

К непроизводственным премиям относят, например, премии:

- за выслугу лет;

- за общественную активную деятельность на предприятии;

- за участие в конференциях, победу (участие) в профессиональных конкурсах;

- за вклад в развитие отрасли, новаторство, изобретательство;

- в связи с определенными событиями, не связанными с трудовой деятельностью (государственными, профессиональными или личными праздниками (юбилеем, свадьбой), рождением ребенка, выходом на пенсию и т.п.).

В учете начисление и перечисление непроизводственных премий отражаются следующим образом:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 70

- начислена премия ко Дню Победы;

Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кредит 50 (51)

- премия выплачена.

Прочие расходы в виде непроизводственных премий отражаются по строке 2350 "Прочие расходы" Отчета о финансовых результатах.

 

Учет штрафов и пеней за нарушение норм законодательства

 

В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства и законодательства о страховых взносах в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией (далее - Инструкция) по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).

Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

В отношении страховых взносов Инструкцией предусмотрено, что по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков отражается, в частности, начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей. Требования о том, что штрафы за несоблюдение правил законодательства о страховых взносах должны в бухгалтерском учете отражаться с использованием счета 99, в Инструкции отсутствуют.

Несмотря на то, что страховые взносы не входят в систему налогов и сборов согласно положениям НК РФ и законодательства о страховых взносах, данные обязательные платежи все же имеют схожую природу. В этой связи мы полагаем, что штрафы за нарушения законодательства о страховых взносах целесообразно отражать в бухгалтерском учете в порядке, схожем для отражения санкций за нарушения налогового законодательства, т.е. с использованием счета 99 в корреспонденции со счетом 69.

Отметим, что в профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства и законодательства о страховых взносах могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008.

На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства и законодательства о страховых взносах следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 "Прочее" отчета о финансовых результатах.

Что касается административных штрафов (за нарушение норм трудового, экологического и иных норм законодательства), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат. Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", что позволяет их отражать в Отчете о финансовых результатах по строке 2350 "Прочие расходы".

С учетом изложенного в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Налоговые санкции"

- отражены признанные организацией штрафы, пени за нарушения налогового законодательства;

Дебет 99 Кредит 69, субсчет "Санкции"

- отражены признанные организацией штрафы, пени за нарушения законодательства о страховых взносах;

Дебет 91 Кредит 76

- отражены административные штрафы, признанные организацией;

Дебет 68, субсчет "Налоговые санкции" Кредит 51

- штрафы, пени по налогам уплачены;

Дебет 69, субсчет "Санкции" Кредит 51

- уплачены штрафы, пени за нарушение законодательства о страховых взносах;

Дебет 76 Кредит 51

- оплачен административный штраф.

 

Налог на прибыль

 

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Удержания из заработной платы сотрудников по исполнительным листам для целей налогообложения не признаются расходами организации, так как уплата взыскателям осуществляется за счет дохода сотрудников, а не за счет средств организации.

Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам. Обстоятельства, в связи с которыми выделена матпомощь, не имеют значения для применения этой нормы. Следовательно, в целях налогообложения прибыли не учитывается материальная помощь, оказываемая работодателями работникам по любым основаниям.

В составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) могут быть учтены премии, относящиеся к выплатам стимулирующего характера и зависящие от стажа работы, должностного оклада или производственных результатов, если такие премии предусмотрены трудовым, либо коллективным договором или иными локальными актами.

При этом расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобных выплат не соответствуют требованиям ст. 129 ТК РФ и ст. 255 НК РФ, так как данный вид выплат не связан с производственными результатами работников и не может учитываться в составе расходов по налогу на прибыль (п. 21 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 15.03.2013 N 03-03-10/7999, от 21.07.2010 N 03-03-06/1/474, постановления АС Северо-Кавказского округа от 15.04.2015 N Ф08-894/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2014 N Ф04-9303/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2012 N Ф02-1476/12).

Отметим, что в некоторых разъяснениях уполномоченных органов сказано, что если нормы о премировании работников к празднику отражены в трудовом договоре (контракте), то расходы на выплату премий учитываются для целей налогообложения прибыли на основании ст. 255 НК РФ. Кроме того, Минфин России и налоговые органы допускают включение премий в состав расходов на оплату труда, если они прямо не указаны в трудовом договоре, но предусмотрены коллективным договором и иными локальными актами организации, ссылки на которые указаны в трудовом договоре.

Так, в письме ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165 разъясняется, что для учета сумм премий в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли необходимы:

- документы, подтверждающие отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в организации. Для этого выплаты должны быть установлены в трудовых договорах с работниками или трудовые договоры должны содержать ссылку на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. При этом отношения по оплате труда можно считать установленными, если условиями трудового договора или локальных нормативных актов размер причитающихся к получению работником выплат может быть однозначно определен из согласованных условий. Иными словами, совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна четко определять систему отношений по выплате премий за труд, то есть однозначный порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда (при возможности его формализации), иные показатели, характеризующие итоги труда). В противном случае, если условия трудовых договоров или локальных нормативных актов не позволяют однозначно определить причитающуюся к выплате работнику сумму исходя из достигнутых им (или трудовым коллективом) показателей оценки труда, то права и обязанности работника и работодателя в этой части следует считать неустановленными;

- документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученного с привлечением труда доходов и пр.);

- первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.

Поэтому в случае, если в трудовом договоре закреплено, что работнику полагается денежная премия в рамках системы оплаты труда, то есть соблюдены все вышеперечисленные условия, такая премия учитывается в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Если же премия не является составной частью заработной платы, а выплачивается по иным основаниям, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (смотрите также письма Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606).

На основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Поэтому штрафы и пени за нарушение норм НК РФ и законодательства о страховых взносах не учитываются при исчислении налога на прибыль.

По этому же основанию не учитываются и административные штрафы, наложенные на организацию за нарушение норм иного законодательства РФ (в том числе трудового, экологического, лесного и т.п.) (письма Минфина России от 29.04.2013 N 03-03-06/4/14917, от 18.04.2011 N 03-03-06/1/247, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

 

Ответ прошел контроль качества

При вопросе укажите: 1) вы организация, ИП или физ. лицо 2) налог (УСН/ ОСНО, ЕНВД).
Отвечайте за нас, кто сможет. Любое знание и опыт могут быть полезными. Администрация

© 2008 - 2017 OtchetOnline - Официальный партнер Аккредитованного Удостоверяющего центра ОАО «Инфотекс Интернет Траст»
info@otchetonline.ru