Аккредитованный удостоверяющий центр
▼ Выберите ваш город ▼
Центр Выдачи
Электронных Подписей

Электронная подпись за 1 час для:

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Российская организация применяет общий режим налогообложения. В 2012 году по договору долгосрочной аренды организация взяла железнодорожные цистерны у эстонской компании, уплатила таможенные платежи, в том числе НДС по товарам, ввезенным в режиме временного ввоза основных средств на территорию РФ. Основные средства поставлены на забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства". В этом же 2012 году на основании таможенной декларации российская организация возместила из бюджета НДС. В настоящее время рассматривается вопрос о покупке этих цистерн для перепродажи.

Организация с эстонской компанией имеет общих учредителей, в связи с чем сделка по аренде цистерн является контролируемой. Арендованные цистерны использовались для железнодорожных перевозок (деятельность, облагаемая НДС).

 

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

  1. В рассматриваемой ситуации планируемая сделка должна быть признана контролируемой. У ФНС России будет основание осуществлять контроль соответствия цен, примененных в контролируемой сделке, рыночным ценам. В случае выявления занижения сумм налога на прибыль ФНС России может скорректировать налоговую базу.
  2. При переходе цистерн в собственность организации их стоимость должна быть учтена на счете 41 "Товары".
  3. Организацией в 2012 году был обоснованно осуществлен вычет НДС, уплаченного на таможне. Основания для его восстановления отсутствуют.
  4. Доход эстонской компании от экспорта цистерн не подлежит налогообложению в России, следовательно, организация не будет признаваться налоговым агентом.
  5. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Налоговые льготы в рассматриваемой ситуации не предусмотрены.

 

Обоснование позиции:

 

Раздел 1

 

Прежде всего отметим, что в силу п. 1 ст. 105.1 НК РФ в целях налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Абзацем вторым п. 1 ст. 105.1 НК РФ определено, что для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться:

1) в силу участия одного лица в капитале других лиц;

2) в соответствии с заключенным между ними соглашением;

3) (либо) при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно, или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ. В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен конкретизированный перечень признаков взаимозависимости, где учтены форма участия одного лица в уставном капитале другого, обоюдная взаимозависимость рассматриваемых лиц с третьим лицом, участие одних и тех же физических лиц в органах управления юридических лиц, признаваемых в силу этого взаимозависимыми, и т.п.

Из текста вопроса понятно, что организация и эстонская компания являются взаимозависимыми.

В соответствии с п. 2 ст. 105.3 НК РФ определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Следует иметь в виду, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является ФНС России, а не территориальные налоговые органы (п. 1 ст. 30 НК РФ, положение о Федеральной налоговой службе утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

В силу п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России по месту её нахождения. На основании указанной нормы ФНС России осуществляет проверки только в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

В случае выявления занижения сумм указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 НК РФ, ФНС России производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).

В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Условия и особенности признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ. Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним сделок) является наличие одного из обстоятельств, предусмотренных в ст. 105.14 НК РФ.

Дополнительно для признания сделок контролируемыми хотя бы одной стороне сделки необходимо учесть доходы, расходы и (или) стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п.п. 4 и 13 ст. 105.3 НК РФ). Полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

В отношении сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, особенности в виде требований к размеру суммы доходов в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены. Поэтому такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по ним (письма Минфина России от 04.09.2015 N 03-01-11/51070, от 28.05.2015 N 03-01-18/30961, от 09.04.2015 N 03-01-18/20054, от 28.01.2013 N 03-01-18/1-17, от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135). При этом НК РФ не раскрывает содержание понятия налогового резидентства организации. В связи с этим при решении вопроса о налоговом резидентстве организации необходимо руководствоваться положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, заключенного между Российской Федерацией и другими государствами (письмо Минфина РФ от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135).

Отметим, что согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации планируемая сделка должна быть признана контролируемой. У ФНС России будет основание осуществлять контроль соответствия цен, примененных в контролируемой сделке, рыночным ценам. Причем о совершении контролируемой сделки организация обязана будет сама уведомить налоговый орган.

Рекомендуем принять меры для доказательства соответствия уровня цен по планируемой сделке рыночным.

 

Раздел 2

 

Поскольку цистерны планируются к приобретению Организацией с целью дальнейшей перепродажи, их необходимо будет учесть в составе имущества Организации как товары. Для этого Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрен счет 41 "Товары".

 

Раздел 3

 

Под временным ввозом (допуском) понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 274 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)). В силу пп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС под налогами в этом кодексе понимаются НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Согласно ст. 280 Закона N 311-ФЗ, п. 1 ст. 281 ТК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС. Кроме того, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам (пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС). Поэтому порядок определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты НДС по таким операциям устанавливаются главой 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (п. 1 ст. 153, ст. 160, п. 5 ст. 164, п. 5 ст. 166, п. 3 ст. 173, п. 1 ст. 174, ст. 177 НК РФ).

Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию РФ определены ст. 151 НК РФ в зависимости от избранной таможенной процедуры. Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (глава 37 ТК ТС, глава 34 Закона N 311-ФЗ). В данном случае, как следует из вопроса, применялось частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Стоит отметить, что согласно п. 6 ст. 282 ТК ТС при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п. 1 ст. 281 ТК ТС (реэкспорт, или, к примеру выпуск для внутреннего потребления) уплаченные при частичном условном освобождении суммы, включая НДС, возврату (зачету) не подлежат.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза, товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ. При этом, как указано в письме Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-08/39774, документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, является таможенная декларация на товары, ввозимые в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Смотрите также п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Кроме того, право на вычет предоставляется после принятия на учет ввезенных товаров и при наличии соответствующих первичных документов. При этом в отношении учета товара официальные органы высказывают мнение о том, что товар, ввезенный на территорию РФ, в целях принятия к вычету уплаченного на таможне НДС считается принятым к учету и при отражении такого товара на забалансовых счетах (письма ФНС России от 26.01.2015 N ГД-4-3/911@, Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-08/242, от 06.05.2008 N 03-07-08/107). Аналогичное мнение отражено в постановлениях ФАС Уральского округа от 30.06.2010 N Ф09-4906/10-С2, ФАС Московского округа от 29.07.2009 N КА-А40/6902-09.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза цистерн, подлежат вычету:

- после принятия их на учет, в том числе забалансовый;

- по мере оплаты налога таможенному органу;

- при условии, что эти товары используются для операций, облагаемых НДС.

Поскольку в рассматриваемом случае все эти условия были выполнены, организацией в 2012 году был обоснованно осуществлен вычет НДС, уплаченного на таможне.

Учитывая, что цистерны планируется использовать для перепродажи (которая тоже облагается НДС), нет никаких оснований для восстановления ранее предъявленного к вычету НДС.

 

Раздел 4

 

Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет применения международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 05.11.2002 не была ратифицирована. Учитывая изложенное, при налогообложении доходов, полученных от источников в Российской Федерации эстонской организацией, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (смотрите также письмо ФНС России от 13.09.2010 N ШС-37-3/11089@).

Если иностранная организация не осуществляет деятельность через постоянное представительство в РФ, то согласно п. 3 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Среди доходов, подлежащих обложению российским налогом на прибыль, в п. 1 ст. 309 НК РФ не упомянуты доходы от экспорта товаров в Россию. Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Следовательно, данный доход эстонской компании не подлежит обложению в России, а организация не будет признаваться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

Отметим, что ранее доходы эстонской компании по сдаче в аренду цистерн, используемых на территории Российской Федерации, обоснованно подлежали обложению налогом на прибыль согласно пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ.

 

Раздел 5

 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Положениями главы 21 НК РФ не предусмотрено налоговых льгот или освобождения от налогообложения при реализации цистерн. Следовательно, продажа цистерн российской компании является объектом обложения НДС.

 

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РКА Буланцов Михаил

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

При вопросе укажите: 1) вы организация, ИП или физ. лицо 2) налог (УСН/ ОСНО, ЕНВД).
Отвечайте за нас, кто сможет. Любое знание и опыт могут быть полезными. Администрация

© 2008 - 2017 OtchetOnline - аккредитованный удостоверяющий центр
Тел.: 8 800 7007 801 (звонок бесплатный)