Торги, отчетность, маркировка, ЕГАИС

 Центр Выдачи Электронных Подписей

Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг на доставку импортного груза после таможенного оформления до склада организации. Договор содержит следующие пункты:

  1. Клиент поручает, а Экспедитор обязуется за вознаграждение в интересах и за счёт клиента в соответствии с его поручением выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов клиента, а также организовать выполнение иных услуг, связанных с доставкой грузов клиента.
  2. Стоимость услуг Экспедитора согласовывается Сторонами в Поручении Экспедитору к Договору. Вознаграждение Экспедитора включено в стоимость его услуг и отдельно не прописывается. Клиент поручает, а Экспедитор обязуется за вознаграждение в интересах и за счет Клиента в соответствии с его поручением выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента, а также организовать выполнение иных услуг, связанных с доставкой грузов Клиента (далее - Услуга).
  3. Привлекать третьих лиц для исполнения своих обязанностей по настоящему Договору, оставаясь ответственным за их действия (бездействие).
  4. По результатам исполнения поручения Экспедитор направляет Клиенту оригиналы Акта выполненных работ (оказанных услуг), счета и счета-фактуры.

Экспедитор направил в адрес организации пакет документов, в том числе товарную накладную, в которой указал перевозчиком себя. На самом деле была привлечена другая транспортная организация (возможно, на упрощённом режиме налогообложения).

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

  1. В графе "Перевозчик" транспортной накладной указываются реквизиты транспортной организации, которая непосредственно перевозит груз.
  2. Выставленный Экспедитором от своего имени на всю сумму услуг счет-фактура соответствует действующим нормативным документам.

Однако во избежание налоговых рисков Экспедитору необходимо приложить к "сводному" счету-фактуре, выставленному Клиенту, заверенные экспедитором в установленном порядке копии счетов-фактур непосредственного исполнителя услуг (транспортной организации).

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Такой договор заключается в письменной форме.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить последнему оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом N 87-ФЗ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).

Отношения в рамках договора транспортной экспедиции могут быть построены как по модели договора возмездного оказания услуг (оказание услуг по перевозке), так и по модели посреднического договора (оказать услуги по организации с привлечением третьих лиц).

 

Транспортная накладная

 

Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила перевозки грузов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам перевозки грузов (ТН), является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не договора транспортной экспедиции.

По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако ТН является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого ААС от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (п. 1 ст. 8 Устава).

В отношениях по перевозке груза автомобильным транспортом грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в ТН. Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п. 4, 13 ст. 2 Устава).

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае Экспедитор заключает от своего имени договор перевозки груза с Перевозчиком (автотранспортной компанией). В таком случае считаем, что грузоотправителем в данных правоотношениях является Экспедитор. Следовательно, именно он (Экспедитор) должен быть указан в качестве грузоотправителя в транспортной накладной. То есть ТН в этом случае оформляется Экспедитором и Перевозчиком (фактически осуществляющим перевозку груза в пункт назначения).

В рассматриваемом случае при оформлении транспортной накладной:

- в п. 1 "Грузоотправитель (грузовладелец)" транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза (Экспедиторе);

- в п. 2 "Грузополучатель" указываются данные организации, на склад которой поступит груз (как мы поняли из вопроса, это организация-Клиент);

- в п. 10 "Перевозчик" указываются реквизиты транспортной организации, которая непосредственно перевозит груз (автотранспортная компания, привлеченная Экспедитором).

 

НДС

 

В рассматриваемом случае Экспедитор выставил от своего имени счет-фактуру на общую сумму услуг по организации перевозки, включая стоимость самой перевозки.

Подход, позволяющий строить договоры транспортной экспедиции по модели договора возмездного оказания услуг (оказание услуг по перевозке) можно было встретить в судебной практике. Так, в постановлении АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/2015 по делу N А12-2541/2015 судьи пришли к выводу, что транспортно-экспедиционная деятельность признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности, которая не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Финансовые органы ранее предлагали использовать следующую схему составления счетов-фактур. В письме Минфина России от 15.04.2015 N 03-07-09/21389 указано, что по услугам третьих лиц, приобретенным экспедитором от своего имени за счет клиентов, экспедиторы могут выставлять счет-фактуру с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентами. Отражение в таком счете-фактуре в строках 2 "Продавец", 2а "Адрес", 2б "ИНН/КПП продавца" данных экспедитора не противоречит нормам постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137).

Отметим, что в самом Постановлении N 1137 такой подход был закреплен с 01.10.2017 постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981. В частности, установлено, что при составлении счета-фактуры экспедитором, приобретающим у одного и более продавцов работы, услуги, имущественные права от своего имени, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование продавца-экспедитора в соответствии с учредительными документами юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) (абзац пятый пп. "в" п. 1 раздела II приложения 1 Постановления N 1137), а в строке 2а - адрес экспедитора, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица, место жительства ИП (экспедитора), указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (абзац пятый пп. "г" п. 1 раздела II приложения 1 Постановления N 1137).

Таким образом, выставленный Экспедитором от своего имени счет-фактура соответствует положениям Постановления N 1137 и разъяснениям финансового ведомства. В связи с этим Клиент имеет право производить налоговый вычет по такому счету-фактуре.

Подпунктом "а" п. 11 Правил заполнения счета-фактуры установлено, что клиент должен в течение четырех лет хранить заверенные в установленном порядке экспедитором копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), полученных на бумажном носителе, выставленных продавцом товаров (работ, услуг) экспедитору при приобретении товаров (работ, услуг) для клиента и переданных экспедитором клиенту. В случае выставления продавцом счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных) в электронном виде клиент должен хранить счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), выставленные продавцом указанных товаров (работ, услуг) экспедитору, полученные экспедитором и переданные экспедитором клиенту.

Непредставление клиенту копий счетов-фактур, выставленных непосредственными продавцами товаров (работ, услуг) на имя экспедитора, подтверждающих произведенные им расходы, повышает возникающие у клиента налоговые риски в части отказа в применении вычетов по НДС. Об этом свидетельствует арбитражная практика (постановления Тринадцатого ААС от 19.11.2015 N 13АП-24485/15 (постановлением АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-3779/15 оставлено без изменения), Седьмого ААС от 28.05.2015 N 07АП-3824/15). Кроме того, несоблюдение документооборота, предусмотренного для посреднических сделок, может привести к признанию договора транспортной экспедиции обычным договором оказания услуг и, соответственно, к доначислению налогооблагаемого дохода экспедитору (смотрите решение ФНС России от 10.12.2012 N 198, постановление АС Волго-Вятского округа от 06.10.2014 N Ф01-4017/14).

Таким образом, во избежание вышеуказанных налоговых рисков Экспедитору необходимо приложить к "сводному" счету-фактуре, выставленному Клиенту, заверенные экспедитором в установленном порядке копии счетов-фактур непосредственных исполнителей услуг, подрядчиков, поставщиков товаров, выставленных экспедитору.

 

К сведению:

Мы не можем исключить, что в анализируемой ситуации услуги, оказываемые Экспедитором на основании договора транспортной экспедиции по организации перевозки импортного груза, должны облагаться НДС по ставке 0%. Смотрите по этому поводу материал: Вопрос: Российская организация - импортер ввозит импортный груз с территории Монголии на свой склад на территории России. Импортер заключает договор с организацией-экспедитором на доставку груза. Экспедитор 1 заключает два договора ТЭО: с экспедитором 2 на организацию доставки груза от пункта отправления в Монголии до железнодорожной станции Купавна (Россия); с экспедитором 3 на организацию перевозки груза автотранспортом от станции Купавна до склада импортера. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% при организации перевозки автомобильным транспортом от станции Купавна до склада Импортера? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.).

Относительно необходимого пакета документов смотрите ниже рекомендуемые материалы.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества