Торги, отчетность, маркировка, ЕГАИС

 Центр Выдачи Электронных Подписей

Нужно ли с 1 июля 2019 года требовать кассовые чеки (по ККТ, онлайн-кассы) по оплате проживания сотрудников (государственных служащих государственного органа Республики Бурятия) в командировках (гостиницы, гостевые дома, хостел и проч.) и услуг автостоянки?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При оплате гостиничных услуг, услуг автостоянок (парковок) после 01.07.2019 в качестве документа, который подтверждает фактически понесенные расходы в связи с направлением работников и государственных служащих в командировку, должен быть представлен кассовый или бланк строгой отчетности, отвечающие установленным требованиям. Однако в некоторых случаях предоставление такого документа не требуется, соответствующие расходы могут быть подтверждены другими документами.

 

Обоснование позиции:

В силу части первой ст. 168 ТК РФ в случае направления работников в служебную командировку работодатель обязан возмещать им, в частности, расходы по найму жилого помещения, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

На основании части третьей ст. 168 ТК РФ принято постановление Правительства Республики Бурятия от 26.09.2005 N 314, пп. "а" п. 1 которого определено, что в связи со служебными командировками работников, заключивших трудовой договор о работе в государственных органах Республики Бурятия, и работников республиканских государственных учреждений расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки.

В случае командирования гражданских служащих Республики Бурятия расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (п. 19 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Республики Бурятия, утвержденных Указом Президента Республики Бурятия от 24.10.2005 N 501, далее - Порядок и условия).

Таким образом, как работники, заключившие трудовой договор о работе в государственном органе Республики Бурятия, так и государственные служащие Республики по возвращении из командировки обязаны предоставить работодателю (представителю нанимателя) вместе с авансовым отчетом документы, которые подтверждают фактически понесенные расходы по найму жилого помещения (смотрите также пп. "а" п. 36 Порядка и условий).

Пунктом 28 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085, далее - Правила) предусмотрено, что при осуществлении расчетов с потребителем гостиничных услуг исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

По общему правилу все организации и индивидуальные предприниматели (ИП) при осуществлении ими расчетов на территории РФ обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) и выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчета кассовый чек или бланк строгой отчетности (п.п. 1, 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - Закон N 54-ФЗ).

До 01.07.2019 действовал ряд переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее - Закон N 192-ФЗ), которые освобождали от необходимости применять ККТ отдельные категории организаций и ИП, в частности:

- налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, осуществляющих некоторые виды деятельности (в частности, оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров, - пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств), оформленного в порядке, который был установлен Законом N 54-ФЗ в ранее действовавшей редакции (ч. 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);

- организации и ИП, выполняющих работы, оказывающих услуги населению (за исключением услуг общепита, оказываемых с использованием труда работников), при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном ранее действовавшей редакцией Закона N 54-ФЗ (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).

Таким образом, до 01.07.2019 при соблюдении определенных ограничений и требований организации и ИП, которые оказывали гостиничные услуги, услуги автостоянок, вправе были не применять ККТ (смотрите также письма Минфина России от 24.06.2013 N 03-01-15/23732, от 17.08.2010 N 03-01-15/7-181).

С 01.07.2019 переходный период, в течение которого был предусмотрен расширенный перечень случаев, когда при расчетах возможно было не применять ККТ, окончился. В настоящее время выдавать (направлять) кассовые чеки или БСО, отвечающие требованиям Закона N 54-ФЗ, обязаны, как правило, все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов, в том числе с физическими лицами за оказанные услуги (смотрите также письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059). Исключение составляют случаи, указанные в ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Так, ККТ не применяется:

- организациями и ИП, которые осуществляют виды деятельности, обозначенные в п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ; гостиничные услуги (услуги по обеспечению временного проживания в гостинице) в этой норме не поименованы;

- ИП, применяющими патентную систему налогообложения (ПСН), за отдельными исключениями (оказание услуг по временному размещению и проживанию, услуг автостоянок не входит в перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, предусмотренный п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

- организациями и ИП, осуществляющими расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, некоторых районных центров, поселков городского типа), указанных в специальном перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, - при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, оформленного в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 N 296;

- организациями, которые реализуют полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права с соблюдением условия, обозначенного в п. 10 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Кроме того, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что ИП, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за услуги до 01.07.2021. Поскольку это правило установлено безотносительно характера услуг, оно применяется к услугам по обеспечению проживания в гостиницах, гостевых домах, хостелах и т.п., а также к услугам автостоянок. Вместе с тем в силу п. 28 Правил такие ИП, если они не применяют ККТ при расчетах за гостиничные услуги, обязаны выдать потребителю документ, оформленный на бланке строгой отчетности, который подтверждает оплату услуг.

То есть расчеты за услуги по обеспечению временного проживания в гостинице, услуги автостоянок (парковок) с 01.07.2019 могут производиться без применения ККТ только в случае осуществления таких расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях за определенными исключениями, а также при расчетах за услуги, оказываемые ИП, которые не имеют работников, и за предоставление парковочных мест в случаях, обозначенных в п. 10 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

В остальных случаях фактические расходы на оплату этих услуг в связи с направлением работников (служащих) в командировку должны подтверждаться кассовым чеком или БСО, оформленными в соответствии с требованиями ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ.

В связи с этим полагаем, что у государственного органа, за исключением отдельных случаев, есть основания требовать от командированных сотрудников (государственных служащих) предоставления кассовых чеков или БСО в подтверждение фактически понесенных расходов на проживание в течение командировки, а также на оплату услуг автостоянок.

В случаях, когда закон не обязывает применять ККТ при расчетах за гостиничные услуги и пользование парковками (п.п. 7, 10 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 129-ФЗ), фактически понесенные расходы могут подтверждаться иными документами об оплате услуг (в частности, оформленными на БСО чеками, квитанциями и т.д.).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

 

Ответ прошел контроль качества