Торги, отчетность, маркировка, ЕГАИС

 Центр Выдачи Электронных Подписей

"Разработка инновационных способов усиления деревянных конструкций объектов культурного наследия". По условиям договора результаты работы сдаются в виде технического отчета, и подписывается акт выполненных работ. Акт выполненных работ подписан, расчеты с исполнителем произведены, но отчет исполнитель не представил. По результатам НИОКР не возникнет нематериального актива. НИОКР не включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Признание в данном случае заказчиком расходов на НИОКР в налоговом учете при отсутствии отчета по результатам данных работ сопряжено с высокими налоговыми рисками.

 

Обоснование позиции:

В случае если объектом налогообложения по налогу (далее - Налог), уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиками при расчете налоговой базы по Налогу, представлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Так, на основании пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в налоговом учете могут признаваться расходы на НИОКР, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 262 НК РФ.

Расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления (п. 1 ст. 262 НК РФ).

Для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика НИОКР, к указанным расходам относится, в частности, стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР (пп. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Они признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР (п. 4 ст. 262 НК РФ).

Нормы ст. 262 НК РФ, равно как и главы 26.2 НК РФ не препятствуют признанию заказчиком расходов на НИОКР в случае, если их результатом не явился нематериальный актив, расходы на создание которых учитываются на основании пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Подпункты 2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривают самостоятельные основания для признания расходов в налоговом учете. Соответственно, неприменение в данном случае пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не исключает применения пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Из п. 4 ст. 262, п. 2 ст. 346.17 НК РФ следует, что расходы на НИОКР признаются при расчете налоговой базы по Налогу после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки, а также их фактической оплаты.

Кроме того, необходимо, чтобы расходы на НИОКР отвечали требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, в том числе в части документального подтверждения (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Нормы НК РФ не содержат конкретного перечня документов, необходимого для признания расходов на НИОКР.

Из п. 1 ст. 252, п. 4 ст. 262 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что факт выполнения НИОКР должен подтверждаться соответствующим актом сдачи-приемки.

Прямых требований о наличии у организации-заказчика в данном случае отчета о результатах НИОКР для признания расходов законодательство о налогах и сборах не предъявляет (п. 8 ст. 262 НК РФ для организации не актуален), однако данный документ наряду с актом подтверждает факт выполнения НИОКР (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 01.03.2007 N КА-А40/814-07). Полагаем, что наличие у заказчика отчета как результата выполненных НИОКР при наличии подписанного акта о выполнении НИОКР предполагается по умолчанию (вытекает из сути договора на выполнение НИОКР (глава 38 ГК РФ)). Учитывая это, считаем, что признание расходов на НИОКР на основании подписанного с исполнителем акта, но без отчета сопряжено с высокими налоговыми рисками, поскольку отсутствие у заказчика отчета о НИОКР подвергает сомнению сам факт выполнения данных работ и, соответственно, создает предпосылки для отказа в признании затрат в налоговом учете (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). Правомерность таких действий организация должна быть готова отстаивать в суде.

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным рассматриваемой ситуациям нами не обнаружено.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

Ответ прошел контроль качества